Номер телефона
НетЮрист НетЮрист

Защита прав потребителей – дело самих потребителей?


защита прав потребителяЗакон “О защите прав потребителей”, в своей редакции 2005 г. призван регулировать отношения между потребителями товаров и услуг, предпринимателями, которые предоставляют услуги или реализуют товары. В Законе предусмотрен механизм защиты прав потребителей в случае их нарушения.

Однако закон о защите прав потребителей не был переосмыслен, поскольку главные статьи этого закона имеют советские традиции. Когда Украина стала независимым государством, экономическая ситуация была сложной, инфляция переросла в гиперинфляцию и в 90 – е годы никто из представителей власти не думал о правах потребителей.

Главные источники конституционных инноваций, которые касались и прав потребителей, стали актуальными, когда в 1995 – 1996 гг. разрабатывался проект новой конституции. После принятия Конституции страна постепенно начала выходить из экономического кризиса. Также потребительские права стали актуальными после введения новой национальной валюты гривны, ведь введение стабильной денежной системы улучшает спрос на товары разного характера.

Закон “О защите прав потребителей” имеет ряд позитивных и негативных сторон. Этот закон защищает права потребителей наполовину. Потребитель, покупая товар, не реализовывает свое главное право на гарантию качества товара, которая предусмотрена статьей 6 закона. Продавец должен предоставить покупателю качественную продукцию, а также предоставить информацию про эту продукцию. Очень часто продавцы в магазинах переклеивают лейблы на колбасе, сыре, других скоропортящихся продуктах. Купив торт и придя домой, мы убеждаемся, что он испорчен, хотя информация на упаковке говорит об обратном. На рынках торгуют реализаторы, которые напрочь отказываются предоставлять какую-либо информацию, ссылаясь, что все документы у хозяина. То есть на бумаге права защищаются, а на деле не реализовываются.

В статье 10, пункт 3 говорится, что при вскрытии недочетов в выполненной работе или предоставленной услуге потребитель имеет право требовать бесплатного их устранения в разумный срок. Что такое разумный срок? День, месяц, квартал? Закон это не оговаривает, а это свидетельствует о несовершенстве самого закона.

Отдельного внимания заслуживает статья 15, п.3 закона, которая регламентирует предоставление полной информации о содержимом пищевых продуктов. Сейчас очень модно стало почти на каждом продукте писать “без ГМО”, дошло даже до того что эта надпись появилась на обыкновенной минеральной воде. Где там возьмутся генномодифицированные организмы? А если в некоторых продуктах они и есть, у нас про это врядли напишут – такая продукция просто не будет пользоваться спросом. Проверять продукты должен Госпотребстандарт. Но в ведомстве к этим проверкам еще даже не приступали. Проверяют только то, за что платят сами компании. Так что, что покупать, а что нет каждый решает на свой страх и риск.

Купив товар плохого качества, вы несете его на обмен или обращаетесь в Комитет по защите прав потребителей. Обязательно сохраняйте чек, выданный при покупке, иначе вы никому ничего не докажете. Имейте ввиду, что законом установлен срок, в течение которого можно вернуть товар непродовольственной группы – две недели, так что не тяните время! Один из самых действенных методов восстановить свои права – обратиться в суд. Но, к сожалению, из-за высокой коррумпированности судебной системы и инертности самих граждан это право не реализуется.

Почему то так случилось, что закон защищает больше производителей, чем потребителей. Производитель чаще всего отделается штрафом, который с легкостью покроет при реализации товара.

Что делать нам, рядовым потребителям? Внимательно изучать товар перед покупкой, сохранять чек, при необходимости обращаться в комитет по защите прав потребителей или в общественные организации. Ситуация крайне напоминает поговорку: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”.


Дополнительные социальные закладки Ещё? | Избранное Избранное ВКонтактеОдноклассники.ruFacebookTwitterGoogleLiveinternetGoogle BuzzLiveJournal