Заключение страхового договора
Договор страхования заключается с целью защитить страхователя от наступления непредвиденных обстоятельств, разного рода несчастных случаев. С этой целью физические и юридические лица обращаются в страховые компании, подписывая договор о страховании строительно-монтажных работ, бизнеса, недвижимого имущества, транспорта, жизни. Одним из самых распространенных является страхование грузов. Страхование не включает в себя случаи, когда повреждение груза связано с нарушением эксплуатации, упаковки, поскольку здесь нет непредвиденности.
Когда заключается договор, сторонами соглашения устанавливаются такие понятия, как страховая сумма и премия. Первая является фактической стоимостью груза, которая указана в договоре купли-продажи, страховая премия рассчитывается в виде процента от суммы. Премия – та сумма, которую страховщик получает за страхование грузов. Полис подписывает представитель страховой компании либо доверенное лицо таковой. В международной практике распространены два типа страховых полиса грузоперевозок – открытый и специальный.
Первый предназначается, в первую очередь, для защиты от потерь по грузу при перевозке последнего. Данный полис является действительным с того момента, как он подписан обеими сторонами, и до тех пор, пока одна из сторон не расторгнет действующий договор. Текст соответствующего договора должен включать в себя тип страхуемого груза, территориальные ограничения, предел ответственности страховой компании по каждой отгрузке товара, а также перечень форс-мажорных обстоятельств, при наступлении которых выплачиваются страховые обязательства. Современные страховые услуги предоставляют также оформление свидетельств о страховании на базе основного полиса. Чтобы страхование производилось корректно, на адрес страховщика должны ежемесячно отправляться данные о том, в каком объеме и когда производятся очередные отправки груза, по ним компания рассчитывает объем страховых премий.
Специальный полис страхования грузов позволяет застраховать грузоперевозки, как в случае со свидетельством, но при этом стоит учесть, что данный типа документа представляет собой полный полис. Соответственно, на него не распространяются условия открытого полиса в случае, когда правовой титул передается на третьи лица. Вместо полиса, стоит отметить, страховая компания может выдать сертификат о страховании. Это реально, когда производится ряд отправок однородного груза в рамках одной торговой сделки (единый договор купли-продажи).
Во всех договорах, выдаваемых страхователю компанией, предоставляющей страховые услуги, могут присутствовать одни и те же исключения. К таким стандартам исключений относятся присутствующие на момент отправки дефекты на товаре; незаконные грузы (по понятным причинам запрещается страхование грузов, являющихся субъектом незаконного оборота наркотиков, оружия, контрабанды); воздействие атмосферных осадков и прочих явлений (при этом воздействие забортной воды на груз при морской перевозке возмещается); результаты воздействия ядерного взрыва, радиации; риски, связанные с военными действиями, а также действиями преступников (яркий пример – пиратство). Содержание договора напрямую зависит от того, какой именно груз перевозится. Для зерновых культур, угля, прочих насыпных грузов, нефти, мяса, рыбы и прочих замороженных продуктов есть особые условия страхования.
В качестве страхователя может быть как компания, так и физическое лицо, отправляющее либо принимающее груз. Кто именно заказывает страховые услуги, зависит от конкретных условий поставок, указанных в сделке. К примеру, сделка купли-продажи с поставкой по протоколу СИФ обязывает заключать страховой договор продавца. Когда перевозка товара осуществляется железнодорожными путями, данные требования оговариваются условием поставки «франко-станция назначения» (до ж\д станции, являющейся пограничной). По другим типам сделок (при морской транспортировке – ФАС, ФОБ, КАФ, при ж\д – «франко станция отправления») продавец от трат на страхование освобожден.
|